Пальмира - королева пустыни
В средние века все считали, что Пальмиру, по арамейски Тадмор (кстати, эти два слова близки по смыслу - это "город пальм") построили джины для царя Соломона, ну или, как вариант, сам Соломон. Об этом есть упоминание в Ветхом Завете:
«И построил он Фадмор (Тадмор) в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе.» /2-я Паралипоменон 8:4/
Иудейский путешественник из Испании Вениамин Тудельский так описал Пальмиру в 12 веке:
«Тадмор также построен в пустыне Соломоном из подобных же громадных камней; город окружен каменною стеною, лежит в пустыне, вдали от населенных мест и отстоит от упомянутого выше Ваалафа на четыре дня пути. В Тадморе живут около двух тысяч евреев, храбрых в бою. Они воюют с христианами и арабами, подвластными Нуреддину, и помогают соседям своим измаильтянам.»
Правда, тут возникает вопрос - существовал ли сам царь Соломон, на который, скорее всего, стоит ответить отрицательно...
А вот название "города пальм" известно с глубокой древности. Уже во 2 тыс. до н.э. на одной из ассирийских табличек присутствует имя - Пузур Иштар, тадмореянин. На табличках времен ассирийского царя Тиглатпаласара I (1114-1076 гг. до н.э.) есть упоминание о "Тадморе в стране Амурру".
Ранее утро, Пальмира - "Город пальм", еще спит. Спит и владелец местного транспортного средства)
Но своего расцвета Пальмира достигла после открытия Великого шелкового пути. Она стала одним из многих "караванных городов", таких как Хатра, Петра и т.д. Арабские и арамейские купцы, сколотили огромные состояния на посреднической торговле между Востоком и Римской империей.
С I века н.э. формально город стал частью империи римлян, но постоянно тяготился этого статуса, так как роль вечного посредника между Западом и Востоком была ощутимо выгоднее. Но, в 211 г. н.э. при императоре Септимии Севере Пальмира официально вошла в состав Римской империи. Именно в III в. н.э. начался экономический расцвет Пальмиры. Большая часть, сохранившихся ныне сооружений города, относится именно к этому времени.
Рост благосостояния пальмирцев привел к значительной самостоятельности города. В 258 г. римский консул арабского происхождения - Оденат, совершил ряд удачных походов против парфян, извечных врагов Рима. За это император Галлиен произвел его в "местные императоры". "Император востока" не остановился на достигнутом, Оденат смог присоединить к своему царству почти весь Ближний Восток. Естественно, его успехи стали беспокоить Римскую империю, и в 267 г. он был убит в Эмесе (современный Хомс).
И тут на историческую сцену выступает жена Одената - царица Зенобия, прославившая и себя, и Пальмиру. Зенобией ее называли римляне, настоящее имя этой женщины - Зейнаб или Зубайдат Бат Заббаи.
Историки описывают Зенобию, как женщину "необыкновенной красоты с матовой кожей, черными глазами и зубами белыми, как жемчуг". Она могла на коне легко сделать дневной переход вместе со своими воинами.
Советником Зенобии стал философ-неоплатоник Дионисий Кассий Лонгин, который посоветовал царице начать войну с Римом. И война началась. Зенобия разгромила все римские легионы в Египте и Малой Азии, создав
огромную империю, куда входил весь Ближний Восток. Арабы-бедуины царицы Зенобии, по сути, создали в 3 в. н.э. предтечу будущего арабского Халифата. Но, триумф бедуинского государства был недолгим, новый римский император Аврелиан в 272 г. н.э. в битве по Эмессой разгромил полчища царицы Зейнаб и взял Пальмиру штурмом. В 274 г. н.э. царицу Зенобию провели в золотых цепях по улицам Рима в процессии триумфа императора Аврелиана.
За пальмами уже виднеются руины главного пальмирского храма бога Бела.
Читать далее...